КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАБОТЫ :

1969


Здесь представлены фрагменты работ.
Нажмите на фрагмент, чтобы посмотреть работу целиком.
 

   

Даманский конфликт.
42*42 см
1969
     Из записей Л.Х.:
     Это первая картина из текста в чистом виде. Есть текст покрашенный, текст с другими текстами, текст с фотографиями и т.д. 1969 год, сразу после Даманского. Очень горжусь. Те, что я видел в наши дни, появились после. Почему чистый текст? Уж очень сильна информация. Ничего не надо было для увеличения накала трагедии.
     Мои газетные работы - как радио, или как закадровый голос, или как телевизор без изображения. На радио иногда кроме текста пускают музыку, иногда разные шумы. У меня краски, стыковка разных текстов и т.д. Бывает, что ничего не надо. Тут самый соблазнительный момент, черта. Где заканчивается художник?  Для ЭТОЙ работы больше ничего не надо было. Конечно, можно было рисовать неуклюже, спеша, якобы репортаж с места событий. Можно было делать как эпопею, «Даманская панорама». То есть, как художник, я знал массу способов воплощать это событие с помощью моего ремесла, рисованием, так сказать, но мне кажется, картины из текста открывают новые возможности для художника. Слова или текст для меня как художника приобрели больше ценности, чем рисунок или цвет. Когда дежуришь под землей почти полтора года и есть возможность тайно, в наушниках слушать разные «голоса». Всё, чему я молился как художник, ушло на второй план. Только слова.
    
В 64-м меня на несколько дней освободили от дежурства, чтобы я рисовал картину. Были конкурсы армейской самодеятельности. Сначала в городе, потом в округе (московский), и в самом конце - всесоюзный смотр талантов. Участвовали певцы, чтецы, танцоры, хоры, но им никогда не присуждали первых премий, потому что в таком случае их надо было обязательно отправить в Москву, а это дорого. Вот в этой компании участвовали и художники. Ну, это так, для красного словца. Любой, кто мог чуть-чуть рисовать, предлагал свои услуги в надежде на недельное освобождение. Вот тогда я нарисовал на холсте крупный план головы молодого человека. После «конкурса» картину бросили возле радиобудки. И в один прекрасный день я порвал книгу западноармянского поэта Сиаманто и обклеил этими страницами холст вокруг рисованной головы. Можно было и смотреть картину, и читать текст. С этого дня текст как таковой стал наравне с красками. Иногда больше, иногда меньше я использовал краски, но от текстов не отказывался никогда.
Тогда мне было 23, Кошут был моложе на 4 года.
Контекст:
Даманский – остров на реке Уссури, где в марте 1969 года произошёл советско-китайский вооруженный конфликт. Информация о том, что советская сторона, помимо пограничных войск, задействовала и регулярные части, была засекречена. По данным, опубликованным в пост-советское время, в этом конфликте погибло на всей границе 58 человек, ранено 94 человека. Китайская сторона потеряла более 200 человек.
В 1991 году, по соглашению между СССР и КНР о советско-китайской границе, остров Даманский (Чжэньбао) отошел Китаю.

 

Без названия.
1969, дополнена в 1981.
  Контекст:
Статья в армянской газете от 10 марта 1953 года. На фото - траурный митинг у подножия монумента И.В.Сталину в Ереване. Дополнена фото 1980 года - памятник "Родина-мать".

Студенческая работа.
1969

 

1968 1969 1972 1973 1974 1975 1976 1979 1980
1981 1982 1983 1986 1988 1989 1992 1993 1996