"ПАПА" ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА

 

     Если бы герои мультфильма "Трое из Простоквашино" могли сойти с экрана, то, вполне возможно, произошел бы такой диалог.
     - Знакомьтесь, это мой папа, - почтальон Печкин представляет художника Левона Хачатряна.
     - Его папа, - вмешивается в разговор кот Матроскин, - а мы что же - безотцовщиной остаемся? Всех нас Хачатрян нарисовал. От имени дяди Федора, Шарика и особенно от себя лично приношу протест. Левон наш общий папа. Он вам не посылка, которую Печкин захочет выдаст, захочет - нет.
     Имей герои других мультфильмов такой же сварливый характер, как кот Матроскин, они бы тут же вмешались в разговор. И были бы абсолютно правы. Ведь за девять лет работы художником-постановщиком на киностудии "Союзмультфильм" Левон Хачатрян создал 12 мультипликационных фильмов, четыре сюжета для "Фитиля". Среди лент, наиболее запомнившихся зрителям, такие, как "Приключения Васи Куролесова", "Бобик в гостях у Барбоса", "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино".

 
     В эти дни Левон Хачатрян побывал в Новосибирске. Тогда и состоялся наш разговор.
     - Не все наши читатели знают, как создается мультфильм. Как он делается?
     - Делается он долго. Обычный десятиминутный мультик делается 8-10 месяцев. Ну а над Васей Куролесовым мы работали два года. Все начинается со сценария. Автор приносит его на киностудию, а худсовет смотрит, что это такое. "Про коров у нас уже есть более десятка, - говорят одному сценаристу, - так что ваш сценарий принять не можем". "А вот ваш кот нам очень симпатичен, - говорят другому, - берем в работу". Затем предлагают режиссеру.
     - А дальше давайте на конкретном примере - "Трое из Простоквашино".
     - Была известная детская книжка "Дядя Фёдор, кот и пёс". Ее автор Эдуард Успенский сам написал сценарий.
     Затем за сценарий взялся режиссер Владимир Попов, с которым до этого мы сделали немало мультфильмов. В тексте, например, такая фраза: "Кот вышел на улицу". Режиссер определяет, сколько секунд идет сцена.
     Дальше за дело берется художник. Он начинает думать, какой должен быть кот: рыжий или в полоску, толстый или длинный... Короче, может быть тысяча вариантов. Так мы нашли своего почтальона Печкина. Он простоват и добрый, даже летом носит зимнюю шапку.
     После того, как художник создаст все персонажи, он придумывает обстановку, в которой будет происходить действие. Дом, улица, чердак, сарай... Когда эскизы готовы и утверждены, мультипликаторы начинают оживлять героев.
     Они делают множество рисунков. Сначала это один контур. Готовую сценку, допустим, полторы минуты, снимают на черно-белую пленку (для экономии, цветной материал дорог). Она просматривается режиссером, корректируется, дорабатывается, утверждается. После этого черные контуры героев переносятся на прозрачную пленку...
     Дальше задача художника подобрать цвета. А их в арсенале студии больше трехсот. Одних красных штук 15: темный, теплый, светлее и так далее. После определения цветов происходит заливка краской готовых форм и покадровая съемка. Затем фильм озвучивают, он готов.
     Но вернемся к нашим героям из Простоквашино. Увидят ли их еще зрители?
     - К сожалению, книжки Успенского "хватило" только на три серии мультфильма, - говорит Левон Хачатрян, - но пусть зрители не печалятся. Автор взялся за сценарий новой серии, и сейчас на киностудии рождается этот фильм. Так что новые встречи еще впереди.
     Левон Хачатрян - член Союза художников СССР. Его рисунки читатели могли видеть в журналах "Пионер", "Работница", "Огонек", "Миша", "Отчизна", политические карикатуры печатали "Известия" и "Советская Россия". Он участник многих международных выставок карикатуристов.
 

Э.Измайлов
Новосибирск, 1984 (?)