Здесь представлены фрагменты иллюстраций.
Нажмите на фрагмент, чтобы посмотреть иллюстрацию целиком.



 
к рассказу М.Зощенко к статье о Г.Атарбекове к рассказу Дж.Стейнбека  
         
  К статье В.Воздвиженского "Солженицын? Который?"
         
    Саша Соколов. Школа для дураков Саша Соколов. "Школа для дураков"  
    

    
Какое-то странное ощущение. Автопилот, что ли... Ждешь звонка, потом берешь работу. До сих пор удивляюсь, когда актеры ли, музыканты ли рассказывают о своем выходе на сцену. Какое волнение! Взял работу, почитал, сидишь, рисуешь. Последний раз, когда можно было говорить о волнении, были времена "Огонька". За эти годы, наверное, делал штук 50-60 картинок. Можно ссылаться на сроки (один-два дня), можно говорить о качестве рассказов, неудобные форматы и т.д., но все-таки я сделал 8-10 прекрасных рисунков! Таких работ я не видел ни до, ни после. Я всегда любил, когда в произведениях художника помимо ремесла есть еще что-то. Какой-то фокус, ход, авторское отношение. Может хромать мастерство рисования, даже может быть исключено это самое рисование, но если присутствует авторское начало, значит, картину можно считать состоявшейся. Таких художников сегодня мало. Все будто из одного института, ученики одного учителя. Можно вспомнить единичные удачные работы. Они не становятся преобладающими в общем потоке. Несколько лет назад я видел рисунки Попова по "Робинзону Крузо". Я такие работы имею в виду.
      А из моих помню в "Огоньке" рассказ Нагибина о смерти Зои Федоровой. Я там что-то нарисовал, каких-то темных людей, какие-то драгоценности, но главное - нарисовал кадр из "Подруг", где Зарубина, Жеймо и Федорова. Так вот. Лицо Федоровой было заштриховано тушью.
      Или - плохой отрывок из плохого романа Рыбакова в том же "Огоньке", где герой возвращается из ссылки. Я нарисовал героя, а рядом использовал фото тридцатых годов: торжественная встреча в Москве с листовками, падающими с неба. И чуть дальше - изображение памятника покорителям Сибири, комсомольцы с лопатами и кирками. Эти два примера и в самом деле хорошие, но я говорю о них не для того, чтобы хвалиться. Художник сегодня должен не только рисовать, главное - думать. Чтобы литературный сюжет перевести на бумагу, рисуя персонажей ходящих или сидящих, большого ума не надо. Тут больше институтские навыки, чем собственный разум.

Из записей 1990-х годов

 

ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ