Probably a distinctive feature of Twentieth Century art also consists of the fact that the art works must be done "differently," not "better." Indeed it is impossible to paint a "black square" better than THE "Black Square."

Once I heard (a true story?) about Charlie Chaplin, who participated in a competition of his doubles and took only third prize. From my personal experience I can conclude that the decisive factor is not so much the contestants as the judges.

What stupidities was it still possible to think up after Armenia finally obtained independence? Consider neighboring Chechnya: for the sake of independence they destroyed the country for many years to come. Armenia received independence on a silver platter. Not one building was destroyed, the factories were operating, the subway and television were working, and to throw ALL THIS to the wind...

...He was convinced: adequately expressing his era was possible only with the aid of contemporary materials. The artist consciously worked for the prepared viewer (the future viewer, of course obviously one couldn't think of exhibiting or even showing to friends anything like this is those years), knowing how to gaze into life, loving to read, and to think over what was read.

Отличие искусства ХХ века, наверно, еще и в том, что надо делать "по-другому", а не "лучше". Ведь невозможно написать "черный квадрат" лучше, чем тот "Черный квадрат".

 

 
  Наверное, минут двадцать сижу и не могу придумать продолжение. Что, Сокуров не знал о разгромной статье Солженицына о "Рублеве"? Что, не знал о брезгливом отношении Тарковского к этой статье, считавшим ее глупой? Знал, наверняка знал, но взялся снимать кино о НЕМ. Тарковского можно забыть. Меняются ценности.
   
  Была бы нормальная страна - нам было бы все равно, сколько иметь от зарубежных соотечественников, но мы уже привыкли просить помощь у одних и с готовностью обслуживать других. Иногда кажется, что Армения где-то на другом континенте, а не на Кавказе.
   
  Уже тогда он был убежден: адекватно выразить свою эпоху можно только с помощью современных материалов. Художник сознательно работал для подготовленного зрителя (будущего, разумеется, - о том, чтобы выставлять и даже показывать друзьям нечто подобное в те годы, понятно, и речи не было), умеющего вглядываться в жизнь, любящего читать и обдумывать прочитанное.
   
 
    Была внутренняя цензура, такая, что человек уже не несет сценарий в сценарный отдел, где сидит редактор и говорит «ты же знаешь, это не пойдет, зачем ты это принес». И цензуры не было именно в том отношении, что мы знали, что именно не пойдет. И когда прошли диалоги Успенского, мы удивились, что они проскочили.