Отличие искусства ХХ века, наверно, еще и в том, что надо делать "по-другому", а не "лучше". Ведь невозможно написать "черный квадрат" лучше, чем тот "Черный квадрат".

 

 
  Наверное, минут двадцать сижу и не могу придумать продолжение. Что, Сокуров не знал о разгромной статье Солженицына о "Рублеве"? Что, не знал о брезгливом отношении Тарковского к этой статье, считавшим ее глупой? Знал, наверняка знал, но взялся снимать кино о НЕМ. Тарковского можно забыть. Меняются ценности.
   
  Была бы нормальная страна - нам было бы все равно, сколько иметь от зарубежных соотечественников, но мы уже привыкли просить помощь у одних и с готовностью обслуживать других. Иногда кажется, что Армения где-то на другом континенте, а не на Кавказе.
   
  Уже тогда он был убежден: адекватно выразить свою эпоху можно только с помощью современных материалов. Художник сознательно работал для подготовленного зрителя (будущего, разумеется, - о том, чтобы выставлять и даже показывать друзьям нечто подобное в те годы, понятно, и речи не было), умеющего вглядываться в жизнь, любящего читать и обдумывать прочитанное.
   
 
    Была внутренняя цензура, такая, что человек уже не несет сценарий в сценарный отдел, где сидит редактор и говорит «ты же знаешь, это не пойдет, зачем ты это принес». И цензуры не было именно в том отношении, что мы знали, что именно не пойдет. И когда прошли диалоги Успенского, мы удивились, что они проскочили.